15 Декабря 2022

«Планирование в реалиях глобальных трансформаций: новые подходы, проблемы и решения»

11

«Планирование в реалиях глобальных трансформаций: новые подходы, проблемы и решения»

15 декабря в медиацентре «Российской газеты» состоялась 33-я экспертная сессия Координационного клуба ВЭО России, Совет экспертов ВЭО России и «Российской газеты» на тему: «Планирование в реалиях глобальных трансформаций: новые подходы, проблемы и решения».

Модератором экспертной сессии выступил Борис Порфирьев, член Президиума ВЭО России, руководитель секции экономики Отделения общественных наук РАН, научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, академик РАН.

Открывая экспертную сессию, президент ВЭО России, президент Международного Союза экономистов, член-корреспондент РАН Сергей Бодрунов подчеркнул, что интерес к плановым методам управления экономикой, к планированию – как к институту, способствующему достижению национальных целей развития России, растет.

«Наше время – это время глобальных трансформаций, обусловленных переходом к новому мирохозяйственному укладу на базе технологий нового технологического уклада. Опережающими темпами развиваются наукоемкие, так называемые, высокие технологии. Очень важно, чтобы этот процесс не завел нас в тупик, чреватый глобальной катастрофой, а наоборот обеспечил более менее комфортное, целенаправленное и планомерное продвижение к новому мирохозяйственному укладу и новому индустриальному обществу второго поколения. И здесь планирование как систематизирующий экономическую деятельность и социальную жизнь институт становится не просто востребованным, а, безусловно, необходимым инструментом для выбора правильного вектора развития, в том числе технологического, для выбора курса, позволяющего разрешать глобальные противоречия», – пояснил президент ВЭО России.

Совершенствование системы национального планирования – необходимость. К такому выводу пришли участники экспертной сессии ВЭО России.

Так, член Комитета Государственной Думы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Новичков отметил, что в условиях глобальных экономических и политических вызовов в России следует реализовать принципиально новый подход к системному осуществлению государственного планирования.

«Планирование необходимо, во-первых, потому что мы часто не понимаем, где находимся, во-вторых, потому что нам нужно обеспечивать импортонезависимость и импортозамещение, и, в-третьих, потому что оно позволит экономике России расти быстрее, чем остальной мир», – подчеркнул депутат.

«Когда ставятся вопросы о необходимости импортозамещения, о том, что надо производить жизненно важные виды продукции, рыночные механизмы координации, видимо, должны уступать место гибридным и иерархическим механизмам», – согласился заместитель декана Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Курдин.

«Планирование – необходимый элемент формирования экономической политики на всех уровнях управления – начиная от стратегического планирования до уровня компаний и корпораций, – отметил директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН, член Правления ВЭО России Александр Широв. – Нужно расширять составляющие планирования, учитывая ограничения, которые существуют».

«Речь идет не о замене рыночной системы координации плановой системой, а о замене ее отдельных элементов. И это не только наша реальность, это реальность западных стран», – подчеркнул заведующий кафедрой макроэкономического прогнозирования и планирования Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Толкачев.

По словам Бориса Порфирьева, сегодня остро стоит вопрос о сочетании ситуационного управления, необходимого в кризисных ситуациях, в условиях глобальных трансформаций, и гибкого планирования, которое активно применяется на корпоративном уровне.

Многие эксперты полагают, что проблемы советского института планирования, которые привели к дискредитации этого института в целом, – следствие недоразвития счетной техники.

Современные информационные и технологические решения, методы обработки данных, технологии блокчейна и искусственного интеллекта, нейросети дают сегодня возможность решать сложные экономические задачи, в том числе задачи планирования, отметил Сергей Бодрунов.

«Блокчейн, «бигдата», искусственный интеллект позволяют не только оперировать громадным объемом информации, но и строить самые невероятные по сложности модели, прогнозы и планы. На цифровой основе можно сформировать постоянно работающую платформу, оперирующую первичными данными, поступающими в нее в реальном времени, обо всех транзакциях, а также обо всех перемещениях товаров, услуг, капиталов и рабочей силы», – согласился Николай Новичков.

По мнению депутата, на основе цифровых технологий и первичных данных можно преобразовывать цели самого высокого уровня в конкретные планы для страны, отраслей, сфер деятельности, рынков, регионов или иных народнохозяйственных комплексов.

Для совершенствования системы планирования в стране, полагает Александр Широв, следует в том числе решить кадровую проблему – это задача для системы образования.

«Нам нужно иметь людей, которые могут работать с данными и на этом уровне планировать качество, которое необходимо. А с этим у нас пока проблемы», – пояснил ученый.

Следует ли распространить практику формирования плановых заданий, показателей, индикаторов на всю экономику, или только на отдельные ее отрасли, – вопрос дискуссионный.

Заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Алексей Ведев полагает, что в условиях геополитической нестабильности и санкций совершенствование системы планирования и усиление государственной поддержки необходимы в добывающих отраслях.

В то же время, по мнению эксперта, директивное планирование вряд ли будет эффективно в пищевой и легкой промышленности, ресторанном бизнесе – то есть, тех отраслях, где регулирующее воздействие государства минимально.

Нелегко будет ввести планирование в финансовом секторе и в банковской сфере, добавил Алексей Ведев.

«Крупнейшие финансовые институты интуитивно строят экосистемы, конкурируют с иностранными фирмами, и здесь вопрос о планировании –непростой: слишком велика неопределенность с точки зрения будущего развития», – пояснил ученый.

Систему более совершенного планирования следует выстраивать поэтапно, заявил Александр Курдин.

«Если мы пытаемся построить систему координации во всей экономике, для начала надо скоординировать и синхронизировать государственные институты, добиться того, чтобы они действовали как целостный организм. Перед тем как «залезать» в координацию частных предприятий, государство должно научиться хорошо координировать себя», – отметил эксперт.

Уровень внутренней координации государственных служб, то есть распределения государственных заказов и поддержки, которые призваны способствовать правильному выстраиванию производственных цепочек, недостаточен, убежден ученый.

Анализируя мировой опыт планирования, руководитель Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО имени Е. М. Примакова РАН Сергей Кислицын обратил внимание на то, что совершенствование системы планирования – процесс длительный.

«В Советском Союзе с момента создания Госплана до запуска первой пятилетки прошло семь лет. Китай готовил первый план четыре года. Во Франции это заняло четыре года. В текущей ситуации, когда у нас происходит перестройка внешнеэкономических связей и в целом трансформируется международная система, при любой попытке изменить систему планирования мы выходим за горизонт 2025 года», – отметил эксперт.

По словам ведущего эксперта Центра политических технологий Никиты Масленникова, для повышения эффективности госуправления экономикой следует в первую очередь повышать управленческий и законодательный статус макроэкономического прогноза и макроэкономической политики в целом.

По мнению руководителя Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, академика РАН, члена Президиума ВЭО России Александра Петрикова, нужно совершенствовать методы планирования, которые уже имеются в России, и обращаться к удачному опыту отдельных отраслей, использовать его для развития других секторов экономики – в частности, к опыту АПК.

Успехи отечественного сельского хозяйства – в том числе результат индикативного планирования, полагает ученый.

Так, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, принятая в 2007 году, была основана на управлении экономическим поведением миллионов отечественных сельхозтоваропроизводителей за счет инструментов финансово-кредитной, налоговой, антимонопольной политики и регулирования агропродовольственных рынков, пояснил ученый.

Повторение опыта директивного планирования СССР в России невозможно, отмечали участники экспертной сессии.

«Такое планирование предполагает планирование не только производства, но и спроса, распределения ресурсов и динамики цен. А значит, вместе с Госпланом нужно воссоздать и Госснаб и Госкомцен. Даже с учетом развитых методов математического моделирования нам пока не хватает ресурсов для этого», – рассказал Александр Широв.

По итогам экспертной сессии будет подготовлено и направлено в профильные органы государственного управления экспертное заключение, содержащее предложения и рекомендации по совершенствованию методологии и инструментов государственного планирования в России.

В развитие темы на 2023 год запланированы экспертные мероприятия ВЭО России, посвященные вопросам практической реализации потенциала института планирования в России.

Прямая трансляция экспертной сессии Координационного клуба ВЭО России велась на портале «Российской газеты» и на youtube-канале ВЭО России.

Подробнее об итогах экспертной сессии в ТАСС, на портале «Российской газеты»: «Эксперты ВЭО России: Необходимы новые подходы к государственному планированию», и в федеральном выпуске №288(8936) «Российской газеты»: «Государственное планирование требует новых подходов».


Читать также