18 Декабря 2024

«Модель экономического образования: текущие реалии и стратегия развития»

11

«Модель экономического образования: текущие реалии и стратегия развития»

18 декабря 2024 года в Конгресс-холле ВЭО России состоялся научный форум «Абалкинские чтения» на тему: «Модель экономического образования: текущие реалии и стратегия развития», организованный Вольным экономическим обществом России при участии Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию.

Научный руководитель и модератор форума — вице-президент ВЭО России, руководитель секции экономики Отделения общественных наук РАН, академик РАН Борис Порфирьев.

В конце этого года Правительство России начало разработку новой Стратегии развития образования до 2036 года. В этой работе принимают участие более 650 экспертов из сферы образования, представителей общественных организаций, делового сообщества, институтов развития и органов власти.

На научном форуме «Абалкинские чтения» эксперты ВЭО России представили предложения и рекомендации, направленные на развитие экономического образования в стране.

Развивая единое образовательное пространство

Эксперты ВЭО России выступили с предложением внести изменения в ФГОС высшего образования по направлению «Экономика». Задача — сформировать общее образовательное пространство: привести все программы и учебники к единому знаменателю.

«Сегодня ФГОСы по экономике — это формальная рамка без указания на профильное содержание образования. В результате специалисты, которые получают дипломы об одних и тех же профессиональных квалификациях, значительно отличаются по глубине компетенций и набору осваиваемых дисциплин. ФГОСы должны быть единым стандартом как для вузов, которые обязаны их придерживаться, так и для высших учебных заведений, которые, как Финансовый университет, имеют право разрабатывать свои образовательные стандарты. Нужно объединить усилия академического и вузовского сообщества, таких авторитетных общественных организаций, как ВЭО России, для выработки четвертого поколения ФГОСов. В первую очередь следует максимально четко, понятно и системно сформулировать ядро экономического образования», — полагает ректор Финансового университета при правительстве РФ Станислав Прокофьев.

На развитие единого образовательного пространства в России также направлен законопроект о создании федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) в системе высшего, общего и среднего профессионального образования, принятый Государственной Думой в первом чтении осенью 2024 года.

«Студенты, которые сегодня переводятся из одного вуза в другой, сталкиваются с разнообразием образовательных программ. Это не позволяет соблюсти единство образовательного поля России. Законопроект предусматривает совершенствование системы научно-методического обеспечения подготовки кадров в целях укрепления единства образовательного пространства, а также обязывает включать в состав учебно-методических объединений в системе среднего профессионального и высшего образования представителей работодателей и их объединений, федеральных и региональных органов власти. Принятие законопроекта позволит ФУМО стать площадкой для объединения всех акторов образовательного процесса и закрепит его роль в качестве участника этих отношений», — отметила заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, член Правления ВЭО России Екатерина Харченко.

По словам Екатерины Харченко, одной из приоритетных задач создания обновленной модели экономического образования должна стать гармонизация системы высшего образования и национальной системы квалификаций, что потребует переработки содержания профессиональных стандартов и квалификационных требований.

«Необходимо правильно определить место бакалавриата в новой парадигме базового высшего образования. Размещение бакалавров на шестом уровне квалификации наравне с выпускниками учреждений СПО дало неверный сигнал работодателям, фактически приравняв уровень высшего образования к более низкому уровню среднего профессионального образования. То есть, бухгалтеры, финансисты и страховщики, которых мы готовим мы в вузах, могут получить за два года образование СПО, и рынок труда воспринимает их как равных», — пояснила заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию.

Актуальные тренды развития экономического образования

Среди актуальных трендов развития экономического образования в стране эксперты ВЭО России назвали подготовку междисциплинарных специалистов.

«Финансовый университет идет по этому пути уже два года. С помощью наших партнеров, членов попечительского совета и выпускников мы сформулировали пары специальностей. Например, это могут быть экономисты с цифровой или языковой специализацией, что особенно актуально в условиях разворота экономики России на Восток. В прошлом году был объявлен прием на шесть пар специальностей. Такие образовательные продукты пользуются спросом у студентов, а работодатели активно разбирают их выпускников. При этом нормативная база не позволяет нам сегодня выдавать дипломы парных специальностей. Полагаю, следует ускорить решение этого вопроса», — рассказал Станислав Прокофьев.

Еще один актуальный тренд — практико-ориентированное обучение. Ректор ГУУ Владимир Строев указал на важность внедрения в образовательный процесс проектной деятельности, которая позволяет студентам получить практические навыки по специальности.

«В этом году ГУУ был утвержден приказом Министерства науки и высшего образования РФ в качестве федеральной инновационной площадки по проектному обучению. Мы привлекаем к образовательному процессу работодателей. Они выделяют кураторов, которые ведут группы студентов до выпуска. Проектное обучение — перспективная история. Если этот опыт будет распространен и внедрен в образовательные стандарты, это позволит сделать процесс обучения и трудоустройства эффективнее», — отметил ректор ГУУ.

«Цель образования — дать не только знания, но и опыт. Сколько лекций о том, как управлять автомобилем, ни читай, вы не поедете, пока не сядете за руль и не накатаете определенное количество часов под руководством инструктора. Конечно, студентам нужны стажировки, которые позволят приобрести практические навыки», — считает академик РАН Абел Аганбегян.

«Современный рынок требует от специалистов гибкости и способности быстро адаптироваться к новым условиям. Проектное обучение помогает студентам развивать эти качества, и здесь речь идет в том числе про практики и стажировки», — говорит ректор Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, член Правления ВЭО России Павел Моисеев.

Среди стратегических задач развития экономического образования Павел Моисеев также назвал вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность.

«На мой взгляд, предпринимательство нужно понимать не как сферу общественной занятости, а как некую альтернативу трудоустройству. Университеты должны стать популяризаторами предпринимательства, помогать молодым людям развивать предпринимательские компетенции», — полагает ректор Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

По мнению Станислава Прокофьева, вузам следует также вводить отраслевую специализацию: экономике нужны нишевые специалисты.

«Финансовый университет сейчас конструирует отраслевую программу через механизм создания базовых кафедр. Нашими партнерами являются банки, корпорации и органы власти. Мы собираемся запустить образовательную программу по магистратуре «Экономика и финансы строительной сферы» в коллаборации с Казанским государственным архитектурно-строительным университетом под руководством новой базовой кафедры Минстроя России», — рассказал ректор Финансового университета.

Одним из направлений реформирования отечественного экономического образования должно стать обновление содержания образовательных программ. Подготовка учебников для будущих экономистов — серьезная задача, полагает вице-президент ВЭО России, академик РАН Сергей Глазьев.

«Современная экономика — качественно более сложная, чем то, что студенты видят в учебниках. Теории научно-технического прогресса, инновационных процессов — то, вокруг чего строится сегодня реальное экономическое развитие, — остаются за бортом экономического образования. Нам также нужно уходить от привязки преподавания к тем или иным видам экономического равновесия, четко объяснить студентам, что равновесие — это хорошо, но оно бывает только в теории, в редких случаях — на практике. Жизнь намного сложнее», — отметил ученый.

Вызовы для экономического образования

Проректор по научной деятельности РЭУ им. Г.В. Плеханова Виталий Минашкин считает, что ключевой вызов, который стоит перед экономическим образованием, — это технологическое развитие. Ответом на него может стать подготовка экономистов-инженеров с помощью реализации совместных сетевых образовательных программ технических и экономических вузов.

«В РЭУ им. Г.В. Плеханова есть опыт подготовки экономистов-инженеров. Мы реализуем такую программу с 2022 года. Она называется «Технологические машины и оборудование». Наращивать технологические компетенции студентов сложно, поэтому мы движемся по пути сетевого взаимодействия. Сейчас разрабатываем программу в области машиностроения с НИТУ МИСИС, программу в области транспортных технологий с Российским университетом транспорта (МИИТ) и программу по направлению «биоэкономика» с Российским биотехнологическим университетом, — рассказал Виталий Минашкин. — В 2022 году мы перестроили структуру вуза. На базе РЭУ им. Г.В. Плеханова созданы семь высших школ: экономики и бизнеса; финансов; менеджмента; права; кибертехнологий и другие. Каждая высшая школа сформировала пул индустриальных партнеров, которые оказывают серьезную помощь как с финансовой точки зрения, так и в плане практических, методологических рекомендаций по образовательному процессу».

По словам заместителя научного руководителя Центрального экономико-математического института РАН, члена Президиума ВЭО России, члена-корреспондента РАН Георгия Клейнера, один из ключевых вызовов времени — это фрагментация экономической реальности, отсутствие связи между различными ее компонентами. Экономическое образование должно найти ответ на него.

«Нам нужно системное экономическое образование, которое позволит будущим экономистам видеть экономику как совокупность взаимосвязанных между собой отдельных подсистем. Прежде всего надо преподавать связь между теорией экономики, экономической политикой, управлением экономикой и практикой. Сегодня этого не происходит. Современное образование представляет экономические системы в виде «полосочек»: здесь — налоги, там — управление персоналом и так далее. Из них не складывается объемная структура. Я предлагаю объединять разные дисциплины в виде так называемых дуэтных занятий, когда на одной кафедре работают, например, и специалисты по налогам, и специалисты по управлению предприятием», — говорит ученый.

Для разработки рекомендаций по совершенствованию экономического образования в стране важно обеспечить консолидацию усилий представителей образовательного сообщества, бизнеса, общественных объединений, органов государственной власти, убеждены эксперты ВЭО России.

Предложения, прозвучавшие на научном форуме «Абалкинские чтения», нашли отражение в резолюции форума, которая будет представлена рабочей группе по разработке Стратегии развития образования до 2036 года.

Ход и итоги научного форума «Абалкинские чтения» освещали «Российская газета» и другие СМИ.

Программа научного форума «Абалкинские чтения» (18 декабря 2024 года)

Читать также