21
18 сентября в Конгресс-холле ВЭО России состоялся научный форум «Абалкинские чтения» на тему «Курс на экономическую устойчивость: вопросы пространственного развития России», организованный Вольным экономическим обществом России, секцией экономики Отделения общественных наук РАН и Научно-координационным советом РАН по проблемам социально-экономического прогнозирования.
Модератор и руководитель научного форума «Абалкинские чтения»: Борис Порфирьев — вице-президент ВЭО России, заместитель академика-секретаря Отделения общественных наук РАН, руководитель секции экономики Отделения общественных наук РАН, научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, академик РАН.
Открывая научный форум, президент ВЭО России, член-корреспондент РАН Сергей Бодрунов подчеркнул актуальность темы дискуссии.
«Как известно, связанная система всегда более устойчивая, чем фрагментированная. В этом плане вопрос устойчивости экономического роста нашей страны непосредственно связан с пространственным развитием. Действующая Стратегия пространственного развития была принята в 2019 году. С тех пор внутренняя экономическая ситуация в стране и внешние условия кардинально изменились. Соответственно, возникла необходимость пересмотра наших взглядов на приоритеты пространственного развития», — отметил президент ВЭО России.
Стратегия пространственного развития на период до 2030 года: исследовательские приоритеты
Правительство России планирует до конца года утвердить Стратегию пространственного развития на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года.
«Проект новой Стратегии пространственного развития — документ правильный. Цели и задачи, которые декларируются, сложно поставить под сомнение, вместе с тем в нем нет ответов на многие принципиально важные вопросы, и нам придется их искать», — отметила главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, профессор РАН Ольга Кузнецова.
Один из таких вопросов связан с созданием системы опорных населенных пунктов, которые, согласно проекту новой Стратегии, должны стать драйверами роста для прилегающих территорий и пространственного развития страны в целом.
«Перечень опорных населенных пунктов — это попытка охватить весь спектр возможных точек роста, в том числе в сельской местности. Идея хорошая, однако ее можно загубить, если опорные пункты будут выделены некорректно. Важно определить полный и четкий набор критериев того, что считается опорным населенным пунктом. Это задача для исследовательского сообщества», — отметила Ольга Кузнецова.
Среди необходимых направлений исследований и решений по системе опорных населенных пунктов ученый назвала: формулировку общепринятых представлений о различиях между городской и сельской местностью, доработку подходов к выделению городских агломераций, обоснованное формирование Единого перечня опорных населенных пунктов, учитывающего все многообразие таких поселений и существующую дифференциацию российских муниципальных образований по плотности населения и сложившейся системе расселения.
Пространственный маневр: цели и задачи регионального развития
Директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, член Президиума ВЭО России, академик РАН Валерий Крюков выразил сомнения, что выделение опорных населенных пунктов может решить проблему дисбаланса в экономическом развитии регионов.
«Приоритетом пространственного развития не может быть финансовая поддержка ограниченного списка опорных населенных пунктов. Нам нужен пространственный маневр, который предполагает развитие современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей «связность» восточного пространства и выход на приграничные с ним территории, поддержку проектов, ориентированных на формирование длинных и устойчивых производственно-технологических кооперационных связей между компаниями, а также проектов производства современной наукоемкой продукции», — полагает Валерий Крюков.
Директор Центрального экономико-математического института РАН, член-корреспондент РАН, член Президиума ВЭО России Альберт Бахтизин назвал среди приоритетов пространственного развития России — создание условий для обеспечения устойчивой системы расселения на территории страны и сокращения оттока людей с проблемных территорий, в частности, из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
«Одна из основных проблем Дальнего Востока — сокращение населения. С 2000 года оно уменьшилось более чем на 10%. Этому способствуют много факторов, в том числе невысокий уровень заработных плат и обеспеченности населения ДФО жильем. Общая площадь жилых помещений, приходящихся на одного человека в ДФО, — 25,5 кв. метров. При этом средний российский уровень — 28,2 кв. метра. Кроме того, перенесение программы «Материнский капитал» со второго ребенка на первого сильно повлияло на снижение суммарного коэффициента рождаемости вторых детей. Согласно нашим расчетам с использованием демографической модели «Цифровой двойник России», при сохранении этих тенденций через 10 лет Дальний Восток может потерять дополнительно 8% населения. Вместе с тем потенциал для рождения детей и заселения территорий большой. При соответствующих мерах господдержки он может быть реализован», — уверен Альберт Бахтизин.
Директор Института экономики Уральского отделения РАН Юлия Лаврикова отметила важность развития межрегионального сотрудничества.
«Межрегиональное взаимодействие может оказать позитивный эффект на развитие территорий. Уже есть удачные примеры. Например, на Дальнем Востоке был создан Проектный офис, который занимается этими вопросами. Появляются межрегиональные кластеры. Интересна идея с Енисейской Сибирью. Регионы способны реализовывать такие проекты. На мой взгляд, в них кроется большой потенциал», — полагает ученая.
Юлия Лаврикова отметила, что для организации такого взаимодействия нужно предоставить большую свободу региональным и муниципальным властям в выборе объектов совместного развития, подготовить законодательные основы межрегионального сотрудничества и разработать финансовые механизмы дополнительного выделения средств на такие инициативы.
Среди важных направлений политики пространственного развития России эксперты форума также выделили развитие инфраструктурного каркаса страны и повышение транспортной связности.
«Регионы Северо-Запада России характеризуются рядом проблем, связанных с относительно слабым развитием инфраструктурного каркаса. Наиболее неблагоприятная ситуация складывается с автомобильными дорогами. Это ограничивает доступ местного населения к социальным услугам, ведет к высоким издержкам на доставку товаров и в итоге является одним из факторов оттока людей с этих территорий», — рассказала директор Вологодского научного центра РАН Александра Шабунова.
Директор Института научной информации по общественным наукам РАН, член Правления ВЭО России, член-корреспондент РАН Алексей Кузнецов отметил, что для децентрализации экономики России нужно много магистралей, связывающих центры регионов, и поставил под сомнение необходимость высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Санкт-Петербург».
По мнению ученого, скоростные железные дороги более продуктивно развивать за счет активизации сообщения между крупными городами.
«В России сохраняется тяга к гигантомании. Анонсирован проект ВСЖМ «Москва – Санкт-Петербург». Через несколько лет дорога из одного города в другой будет занимать чуть больше двух часов. Возникает вопрос, а нужно ли это, когда сегодня можно доехать на «Сапсане» за четыре часа. Мы забываем, что в большинстве стран, где есть высокоскоростные магистрали, люди ездят не из одной конечной точки в другую, а используют поезда для быстрого передвижения между соседними или близко расположенными большими населенными пунктами. В России по-прежнему нет планов соединить высокоскоростными магистралями крупные города. Например, между Новосибирском и Екатеринбургом расстояние меньше, чем между Шанхаем и Чунцином. Только в Китае вы доедете за 11,5 часов, а у нас — за 20 часов. Между Екатеринбургом и Казанью 12,5 часов на поезде, а путь от Милана до Неаполя занимает 4,5 часа. При это расстояние примерно одинаковое», — отметил Алексей Кузнецов.
Ученый также подчеркнул, что вопрос не только в скорости, но и в качестве передвижения.
«В России в большинстве поездов отсутствует WiFi. Сервис часто оставляет желать лучшего. Нет мобильной связи почти на всех автотрассах федерального значения за пределами городов. Например, на М9 «Балтия» на протяжении десятков километров нет сигнала МТС или Билайн. Качество дорожного полотна на региональных трассах общеизвестно. У нас до сих пор не решена проблема смены локомотивов: фирменный поезд «Москва — Архангельск» дважды стоит минимум по полчаса», — привел примеры Алексей Кузнецов.
Заместитель президента РАН, член Президиума ВЭО России, член-корреспондент РАН Владимир Иванов считает важным стимулировать инновационное развитие регионов России.
«В новой Стратегии пространственного развития необходимо предусмотреть мероприятия по инновационному развитию территорий, а также разработать законодательные акты, регулирующие эти вопросы. Кроме того, нам нужно как можно быстрее восстанавливать региональную систему Российской академии наук», — заявил ученый.
Академик РАН Абел Аганбегян указал на необходимость разделить Россию на макрорегионы и перевести субъекты на самоокупаемость.
«В Российской Федерации 89 субъектов. При таком раскладе пространственного развития быть не может. Нужно существенно укрупнить эту структуру. Кроме того, большинство наших регионов дотационны. С точки зрения дестимулирования экономической системы, хуже, чем дотация, мир пока еще ничего не придумал. Если мы хотим, чтобы регионы занимались пространственным развитием, нужно перевести их на самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление, как это происходит в региональных системах США, Канады, Германии и в других государств», — рассказал академик РАН.
Проблемы пространственного развития России
Среди ключевых проблем пространственного развития ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Станислав Прокофьев назвал урбанизацию.
«По оценкам Финансового университета, за последние 20 лет численность населения в городских агломерациях выросла более чем на 13%. При этом, в небольших городах (а мы насчитали их более 800) она, наоборот, устойчиво падает. Безусловно, мегаполисы — это центры концентрации не только трудовых, но и финансовых ресурсов. В них сконцентрировано практически три четверти объема финансовых средств страны и более половины производственного потенциала. Тем не менее эта тенденция требует адекватного ответа со стороны органов власти. Должны быть созданы институциональные условия для формирования на базе крупнейших городов и городских агломераций драйверов развития приграничных территорий, введены технологии развития периферии первого, второго и третьего порядка, стимулирования процессов диффузии инноваций», — полагает Станислав Прокофьев.
Руководитель секции экономики, земельных отношений и социального развития села Отделения сельскохозяйственных наук РАН, академик РАН Анатолий Алтухов посвятил свое выступление проблемам сельских поселений.
«Сельские территории России являются одним из важнейших ресурсов страны. На селе производится до одной шестой части ВВП России и проживает одна четверть населения страны. Однако улучшения социально-экономического развития происходят медленно, неравномерно и преимущественно стихийно, вследствие чего уровень и качество жизни сельского населения существенно ниже аналогичных показателей городских жителей. Это во многом способствует исходу сельского населения и даже утрате освоенности части сельских территорий», — рассказал ученый.
Чтобы сельские жители жили не хуже городских, ученый предлагает принять федеральный закон «О развитии сельских территорий»; улучшить систему управления и ресурсного обеспечения развития сельских территорий, особенно в низкоразвитых и депрессивных регионах; уменьшить региональную и внутрирегиональную дифференциацию сельских территорий за счет государственной поддержки; обеспечить научное сопровождение реализации системы мер по решению проблем развития сельских территорий.
Директор Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, академик РАН, член Президиума ВЭО России Александр Петриков обратил внимание на то, что в проекте новой Стратегии пространственного развития недостаточно внимания уделяется проблемам села.
«Сельские территории занимают более 90% территории нашей страны. Положение сельского населения гораздо хуже, чем городского. При этом мы видим в проекте новой Стратегии невнимание к проблемам села. Почему так происходит? Вероятно, в нашем обществе пока не достигнут консенсус по поводу того, что делать с деревней. России нужна сельская политика. В развитых странах она проводится с рубежа 70-х годов прошлого века», — рассказал Александр Петриков.
Президент РАЕН, директор Института региональных экономических исследований Петр Бурак напомнил, что большая часть уже принятых стратегий и комплексных планов развития в России так и осталась на бумаге.
«В России было разработано много стратегий. Проблема состоит в том, что они так и не были реализованы. Какие выводы мы можем сделать? Первый — прежде чем двигаться дальше, нужно понять, почему не реализуются те документы, которые были приняты. Даже самую хорошую стратегию бессмысленно принимать, если нет инструментов для ее реализации. Проанализировали ли мы, как была реализована предыдущая Стратегия пространственного развития? Нет. А уже готовим новую…», — поделился мнением ученый.
Пространственное развитие: новые возможности
Директор Института экономики РАН, член Президиума ВЭО России, член-корреспондент РАН Михаил Головнин рассказал, как внешние вызовы повлияли на пространственное развитие России.
«Очевидно, что регионы с большой внешнеторговой открытостью более уязвимы к внешним шокам: субъекты РФ — экспортеры энергоносителей, металлов — сильно зависят от динамики мировых цен на эти товары. Безусловно, серьезный удар, связанный с уходом иностранных компаний с отечественного рынка, пришелся на регионы, которые активно привлекали иностранные инвестиции. По крайне мере, в краткосрочной перспективе. Пострадали и промышленные регионы, которые используют на производствах импортные комплектующие, попавшие под санкции», — отметил директор Института экономики РАН.
Ученый перечислил не только вызовы, но и новые возможности, которые открываются сегодня перед регионами: они связаны в первую очередь со структурной перестройкой региональных экономик, с изменением географической структуры внешней торговли и привлечением инвестиций из дружественных стран.
«Подчеркну необходимость обеспечения технологического суверенитета и структурной перестройки экономики именно в пространственном разрезе, перестройки логистики, выстраивания новой транспортной инфраструктуры и развитие восточных регионов страны», — добавил Михаил Головнин.
На форуме было выдвинуто предложение о создании общероссийского научного центра, работа которого позволит повысить качество научно-методологического обеспечения, формирования и реализации государственной политики регионального развития страны.
«Мы предлагаем Правительству России рассмотреть вопрос о целесообразности создания подведомственного Минэкономразвития научно-исследовательского учреждения по изучению производительных сил, организации и координации научного обеспечения государственной политики в области регионального и пространственного развития, а также о создании межведомственного научного совета РАН по комплексным проблемам пространственного развития Российской Федерации. На наш взгляд, реализация этих предложений может снизить уровень стратегических угроз национальной безопасности в области экономики страны», — заявил вице-президент ВЭО России, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.
С этим предложением согласился старейшина отечественных экономистов, академик РАН Абел Аганбегян, подчеркнувший значительный вклад, который в свое время внесла Комиссия по изучению естественных производительных сил (КЕПС) и сменивший ее Совет по изучению производительных сил (СОПС) в разработку и реализацию генеральной схемы расселения населения и размещения хозяйственных объектов по территории страны.
«Разработка стратегии пространственного развития — заметный шаг вперед и необходимое, но недостаточное условие достижения национальных целей развития. Поэтому важно продолжить совместные усилия ученых и практиков, направленные на решение тех вопросов, которые пока остаются без удовлетворительного ответа в проекте Стратегии, а затем — на ее реализацию в целях обеспечения устойчивой динамики роста и повышения качества жизни людей во всех регионах страны», — заключил модератор форума, вице-президент ВЭО России, руководитель секции экономики Отделения общественных наук РАН, академик РАН Борис Порфирьев.
Ход и итоги научного форума «Абалкинские чтения» освещали «Российская газета», ИД Экономическая газета, Российский экономический интернет-журнал, журнал «Финансовая жизнь» и другие СМИ.
Программа научного форума «Абалкинские чтения» (18.09.2024)