20 Ноября 2020

«Курс на Север: устойчивое развитие как приоритет»

19 ноября 2020 года состоялась 29-я экспертная сессия Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему: «Курс на Север: устойчивое развитие как приоритет», посвященная социально-экономическому развитию Арктической зоны.

В конце октября 2020 года президент России Владимир Путин утвердил новую Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Правительству России было поручено в трехмесячный срок – до 26 декабря – утвердить единый план мероприятий по ее реализации.

Цель сессии ­– анализ ключевых условий социально-экономического развития Арктической зоны, обсуждение и разработка экспертных предложений и рекомендаций в единый план мероприятий по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

В ходе дискуссии рассматривались следующие вопросы: демографическая ситуация в Арктике, модернизация здравоохранения и повышение доступности образования, формирование современной городской среды в условиях Крайнего Севера и Заполярья и развитие транспортной инфраструктуры арктических регионов, рентабельность проектов и налоговые преференции в Арктике, экологическая безопасность и обращение с отходами в Арктике, обеспечение национальной безопасности России в Арктике.

Обсуждение вопросов социально-экономического развития Арктики, начавшееся в рамках 29-й экспертной сессии, будет продолжено в январе 2021 года на совместной конференции с Научным советом при Президиуме РАН по изучению Арктики и Антарктики.

Модератором экспертной сессии выступил Сергей Бодрунов, президент ВЭО России и Международного Союза экономистов.

Открывая экспертную сессию, Сергей Бодрунов напомнил, что в этом году заканчивается реализация предыдущей российской Стратегии развития Арктики, утвержденной в 2013 году. Президент ВЭО России подчеркнул, что несмотря на достигнутые успехи в решении задач развития этого высокоширотного региона, остается ряд негативных тенденций.

«В частности, население Российской Арктики, которое составляет 2,4 млн человек, с каждым годом сокращается, хотя отток снизился, благодаря мероприятиям прошлой программы. Как сообщало в 2019 году Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, за 15 лет население Арктики уменьшилось на 300 тысяч человек. На фоне низких объемов строительства жилищного фонда увеличивается процент аварийного жилья, есть проблемы с доступностью качественных социальных услуг, растет задолженность по заработной плате», – рассказал Сергей Бодрунов.

«Задачи развития Арктической зоны принципиально не изменились с 2013 года. Это развитие науки и технологий в интересах освоения Арктики, комплексное социально-экономическое развитие, формирование энергетической, транспортной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение экологической безопасности. Но если в 2013 году приходилось начинать с нуля – сегодня предстоит развивать достигнутое», – отметил Сергей Бодрунов.

С основным докладом выступил Василий Богоявленский, заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН, член-корреспондент РАН, член Правления ВЭО России.

Василий Богоявленский обратился к вопросу рационального природопользования – как добыть больше полезных ископаемых и нанести минимальный вред экосистемам Арктики, где, по словам эксперта, уже накоплен колоссальный экологический ущерб.

«Проблемы планетарного масштаба в области нефти и газа – это утечка углеводородов по заколонному пространству, из-за чего периодически происходят аварии и катастрофы, но в Арктике это еще более обострено, поскольку мерзлота вносит дополнительный негативный фактор, – рассказал Василий Богоявленский. – Это проблема природно-техногенных залежей, которые угрожают экосистемам. В 1980-м году произошла самая крупная катастрофа в Арктике на Кумжинском месторождении, которая длилась 7 лет. Формально эмиссия углеводородов остановлена, но из космоса мы видим, что она продолжается и в настоящее время – то есть уже почти 40 лет».

Такие события способны потрясти экономику не только компании, устроившей катастрофу, но и экономику всей страны, ведущей нефтегазодобычу, отметил эксперт.

Директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН Валерий Крюков отметил, что один из вариантов решения экологических проблем Арктики – создание ликвидационных и компенсационных фондов с начала реализации проектов.

Основная сложность – обеспечение сохранности средств данных фондов. В Российской Арктике есть проблема огромного отложенного объема работ по рекультивации и санации природной среды в связи с нанесенным ранее ущербом, полагает эксперт.

Директор СОПС по вопросам экологии и природопользования, член Правления ВЭО России Анатолий Шевчук среди рекомендаций по решению экологического вопроса назвал разработку отдельной подпрограммы по ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктическом регионе, подготовку современной методики оценки ущерба и утверждение порядка и условия учета затрат, которое понесет компания, причинившая вред природным объектам.

Первый заместитель декана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Иван Петров предложил запретить ввоз в Арктическую зону России изделий, содержащих токсичные отходы, принять концепцию экономики «замкнутого цикла» с обязательством принципа нулевого негативного воздействия для резидентов Арктической зоны.

Необходимо стимулировать затраты на охрану окружающей среды, в том числе по ликвидации ранее накопленных ущербов, создавать специализированные финансовые экологические фонды на основе использования зеленых финансовых инструментов, согласился с коллегами эксперт.

Что касается вопросов обеспечения национальной безопасности, заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН Александр Загорский отметил, что конфликтный потенциал в Арктике невелик.

«Здесь нет споров, которые могли бы породить серьезные столкновения и конфликты между государствами, – рассказал эксперт. – Морские пространства в пределах 200-мильных экономических зон практически полностью разграничены, кроме Канады. Территориальных споров здесь нет – за исключением маленького острова Ханс. Единственный вопрос – это предстоящее определение и последующая имитация внешних границ континентального шельфа за пределами 200-мильных зон, где накладываются претензии России, Дании и Канады. У нас есть договоренность с Данией и Канадой, как мы будем действовать в плане делимитации, и пока все стороны соблюдают то, о чем договорились. Это единственный вопрос, который может вызывать определенные трения, но пока он находится в русле сотрудничества и все стороны выполняют свои обязательства».

Чтобы Арктика осталась зоной стабильности и зоной сотрудничества, России нужно избегать шагов, которые могут провоцировать другие государства, и прежде всего США, на жесткую реакцию, подчеркнул Андрей Загорский.

«Если будем устанавливать в одностороннем порядке границы континентального шельфа – это будет провоцировать. Позапрошлогодняя инициатива Министерства обороны о введение уведомительного порядка для плавания военных кораблей других стран в территориальном море в Арктической зоне РФ, которая нарушала прямым образом нормы морского права, была бы таким поводом и провоцировала США на проведение в Арктике операций по обеспечению свободного судоходства. Или то, что обсуждалось в этом году в ходе работы над Стратегией, – расшить границы акватории Северного морского пути, включая туда Печорское море, Баренцево море, то есть распространяя разрешительное условие плавания на пространства, где оно не может быть применено, – такого рода шагов следует избегать», – привел примеры эксперт.

Руководитель отдела междисциплинарных исследований Севера и Арктики Арктического научно-исследовательского центра Академии наук Республики Саха Анна Шишигина подчеркнула, что устойчивое развитие предполагает баланс между социальными, экологическими и экономическими проблемами.

«То о чем республика Якутия (Саха) постоянно говорит громко и везде – это вопросы разработки стандартов оказания медицинской помощи по отдельным заболеваниям на Крайнем Севере и увеличение численности некоторых медработников – это большая проблема», – рассказала эксперт.

Анна Шишигина напомнила, что определена задача поддержки системы северного завоза в отдаленные населенные пункты продовольствия и жизненно важных товаров.

«Северный завоз – это, конечно, наше все, но, наверное, когда-то нужно создавать условия для перехода на самообеспечение», – полагает эксперт.

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин посмотрел на Стратегию развития Арктики с макроэкономической точки зрения и поставил вопрос – может ли Россия позволить себе новый великий проект в рамках эффективного управления ресурсами.

«Мы не должны забывать, каких огромных вложений и модернизации требует исторический центр России и те 20 регионов, которые являются зонами национального бедствия. – отметил ученый. – В этом году регионам, которые находятся в бедственном состоянии, выделяется 80 млрд рублей на покрытие дефицита бюджетов, и 10 млрд рублей для предотвращения коллапса медицины. Для сравнения – прокладка оптоволоконной линии связи в Арктике обойдется в 60 млрд рублей».

Яков Миркин напомнил, что новая Стратегия предполагает переселенческую программу. Если в 1990 году в Арктической зоне проживало 10,2 млн человек, сегодня – это 7,8 млн человек, убыль населения составила больше, чем на 20%.

«У нас население убывает в целом по России, за исключением Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и нескольких регионов, связанных с нефтедобычей. Можем ли мы позволить себе такой крупный маневр – отселение людей в Арктическую зону?», – рассуждает ученый.

По словам Якова Миркина, новая Стратегия может быть невыполнима с точки зрения технологической базы – зависимость от импорта технологий в нефте- и газодобыче очень велика (от 70 до 100%), особенно в Арктической зоне.

«Стратегия содержит экологическую составляющую, но по замаху является массированным вмешательством в Арктику, насколько Стратегия усилит экологическое давление на регион?» – сомневается ученый.

На вопрос «может ли страна позволить себе такой мегапроект, как Арктика», поставленный Яковом Миркиным, ответил научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Президиума ВЭО России Борис Порфирьев.

«Арктика – колоссальный актив и опора России, и в ресурсном, и в экологическом, и в климатическом измерении, и в геополитическом смысле. – отметил академик. – Это проект возвращения долгов. Мы просто обязаны это сделать, с одной стороны, а, с другой стороны, мы должны пополнить этот актив, иначе мы не сможем из него черпать – наш основной экспорт и ресурсы идут из этого региона».

По словам Бориса Порфирьева, необходимо не только возвращать эти долги, но и увязывать развитие Арктики как макрорегиона с развитием Российской Федерации.

Подводя итог обсуждению, Сергей Бодрунов подчеркнул, что по итогам дискуссии будет сформировано и направлено в профильные органы государственного управления соответствующее заключение, которое будет содержать экспертные предложения и рекомендации в единый план мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

Модератор:

Бодрунов Сергей Дмитриевич, Президент ВЭО России, президент Международного Союза экономистов, директор Института нового индустриального развития имени С.Ю. Витте, д.э.н., профессор.

Основной доклад:

Богоявленский Василий Игоревич, член Правления ВЭО России, заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН, член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор.

В рамках экспертной сессии выступили:

Загорский Андрей Владимирович, заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, кандидат исторических наук.

Журавель Валерий Петрович, руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН, кандидат педагогических наук, доцент.

Крюков Валерий Анатольевич, директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, академик РАН, д.э.н., профессор.

Шишигина Анна Николаевна, руководитель отдела междисциплинарных исследований Севера и Арктики Арктического научно-исследовательского центра Академии наук Республики Саха (Якутия), кандидат исторических наук.

Никоноров Сергей Михайлович, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, д.э.н.

Пилясов Александр Николаевич, генеральный директор АНО «Институт регионального консалтинга», доктор географических наук, профессор.

Миркин Яков Моисеевич, член Правления ВЭО России, заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН (ИМЭМО РАН), д.э.н., профессор

Петров Иван Васильевич, первый заместитель декана факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., профессор.

Шевчук Анатолий Васильевич, член Правления ВЭО России, директор СОПС по вопросам экологии и природопользования, профессор РАНХиГС при Президенте РФ, д.э.н., профессор.

Порфирьев Борис Николаевич, член Президиума ВЭО России, научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, академик РАН, д.э.н, профессор


Читать также